22 April

Эстетика тяною

Принятие Чая начиная с раннего средневековья для японцев было всегда чем-то большим, чем просто употребление определенного напитка. Чайная церемония буквально пропитана той особой  эстетикой, которую европейцы так часто ассоциируют с Японией и которая уже давно является во всем мире эталоном высокого стиля.

Во время чаепития произносятся мудрые речи, читаются стихи, рассматриваются произведения искусства. Для каждого случая с особой тщательностью подбираются букеты цветов и специальная посуда для приготовления напитка. Сами помещения для проведения ритуала играют роль особого эстетического пространства, насыщенного символами до предела.

Сначала чайные домики были похожи на крошечные бедные хижины восточных мудрецов, предельно скромные как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Простота обстановки создавала высшее ощущение красоты, постигать смысл которой следовало путем философского осмысления реальности. В качестве украшений допускался лишь свиток с философским изречением, старинная картина и букет цветов.
В домике царит полумрак, создающийся слабым светом из небольших окошечек под самым потолком и отражением света от стен, отделанных темно-серой глиной. Вся эта обстановка вызывает у гостей ощущение приятного уединения в тени.Весь интерьер классических чайных домиков в полной мере соответствует эстетическим канонам и национальному характеру японцев, стремящихся к достижению внутренней гармонии.

Само действо, так же как и пространство для его проведения проходит в такой же атмосфере сдержанности и гармонии. Участники чайной церемонии проходят к павильону, где проводится чаепитие, по дорожке из камней через маленький сад. В саду возвышаются каменные фонари и просто лежат камни, поросшие мхом. Камни на дорожке должны быть положены как бы случайно, каждый на некотором расстоянии от другого.
Согласно преданию, устройство такой дорожки восходит к большим кускам белой бумаги, которыми покрывалась мокрая трава для того, чтобы роса не замочила одежды сегуна Ёсимасы Асикаги, когда он шел на чайную церемонию. И как бы в память об этом событии дорожка названа «родзи», т. е. земля, увлажненная росой. Человек, вступающий на выстланную крупным камнем дорожку, ведущую к чайному домику, оставляет в этот момент все свои мирские заботы и сосредоточивается на ожидающей его церемонии. По мере спокойного продвижения к домику сосредоточение усиливается. Этому способствует старый фонарь, тусклый свет которого освещает дорожку в вечерние и ночные часы, камень-колодец, в выдолбленном углублении хранящий воду для омовения рук и полоскания рта. На таком сосуде-колодце лежит маленький ковшик из бамбука с длинной ручкой. Каждый гость обязан омыть руки, лицо, прополоскать рот, затем омыть после себя ручку ковшика.

Соответствующее настроение создает и сама обстановка, которая на удивление проста и скромна: медный чайник, чашки, бамбуковая мешалка, ящичек для хранения чая и т. п. Японцы не любят ярких блестящих предметов, им импонирует матовость. Д Танидзаки пишет по этому поводу: «Европейцы употребляют столовую утварь из серебра, стали либо никеля, начищают ее до ослепительного блеска, мы же такого блеска не выносим. Мы тоже употребляем изделия из серебра... но никогда не начищаем их до блеска. Наоборот, мы радуемся, когда этот блеск сходит с поверхности предметов, когда они приобретают налет давности, когда они темнеют от времени... Мы любим вещи, носящие на себе следы человеческой плоти, масляной копоти, выветривания и дождевых потеков». Все предметы для чайной церемонии несут на себе отпечаток времени, но все безукоризненно чисты.
Полумрак, тишина, самый простой чайник, деревянная ложка для насыпания чая, грубая керамическая чашка - все это завораживает присутствующих.

Самым важным элементом в интерьере чайного домика считается ниша – «токонома». В ней обычно помещается свиток с живописью или с каллиграфической надписью и ставится букет цветов, курильница с благовониями. Токонома располагается напротив входа и сразу же привлекает внимание гостей. Свиток для токонома подбирается с особой тщательностью и непременно становится  предметом обсуждения во время церемонии. Он написан в дзен-буддийском стиле и такой архаичной каллиграфией, что немногие могут разобрать и понять смысл написанного. Иногда эти мысли выражены в поэтической форме «хайку», иногда отражены в картине старого мастера. Как говорит мастер чайной церемонии Сокэй, "цель ваби - дать почувствовать чистоту, незагрязненность обители Будды. Вот почему хозяин и гости, как только входят в скромную чайную хижину, очищают себя от земной пыли и ведут беседу сердцами".

Подбору цветов, как и свитку, хозяин чайной церемонии уделяет особое значение. Считается, что, как и все в чайной церемонии, букет должен быть составлен по принципу единства контрастов, к примеру ветка сосны - символ стойкости и вечности - соседствует с нежной и хрупкой камелией. Очень часто это - один полевой цветок или одна ветка.

Во время действа перед хозяином лежат все необходимые предметы чайной утвари: шкатулка с порошковым зеленым чаем, чашка и деревянная ложка. Каждый из этих предметов, неся важную эстетическую и философскую нагрузку, зачастую является настоящим произведением искусства. Большое значение имеют история этих предметов, а также те ассоциации, которые они вызывают.

Хозяин спокойно и медленно насыпает в чашку зеленый чай, затем заливает его кипятком. Затем четкими, сосредоточенными движениями он взбивает  эту массу бамбуковым веничком, пока порошок полностью не растворится и не появится светло-зеленая матовая пена. Гости молчаливо наблюдают за происходящим таинством, вслушиваясь в ритмичное постукивание веничка о края чашки. Затем хозяин с поклоном передает чашку главному, самому почетному гостю. Тот медленно, маленькими глотками отпивает чай - зеленую горьковато-терпкую, со сладким послевкусием, тающую во рту массу - и, неторопливо обтерев края, передает чашку. Пройдя по кругу, она снова оказывается у хозяина, но затем опять передается из рук в руки, чтобы каждый смог теперь внимательно рассмотреть ее, ощутить руками ее шершавую поверхность, теплоту глины.

К сожалению, глубокую в своей простоте и самобытности эстетику чайного ритуала очень сложно описать словами – так же, как сложно рассказать о настоящей любви. Единственный путь – ощутить ее на себе.

Last modified on Saturday, 26 February 2011 15:58
Administrator

Administrator

Robert Moofito specializes in designing websites and online applications aided by an in-depth knowledge of XHTML, CSS and W3C Standards.

E-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it
back to top